15.10.2019
Автор статьи: Виолетта Гвоздовская
Основным инструментом в оценке эффективности меню и рецептов может быть ассортиментная матрица. Однако, если актуализация рецептов в компании не происходит своевременно, на постоянной основе, тогда этот анализ может содержать ошибки. Но в целом он показывает основную картину работы с прошивкой меню.
Анализ ассортиментной матрицы делается по принципу – в какое количество блюд входит тот или иной ингредиент или полуфабрикат.
Пример. Анализ прошивки меню был построен по 194 блюдам меню. Проведенный анализ показал, что эффективность построения рецептов в компании крайне низкая. Анализ велся в отдельности по ингредиентам и полуфабрикатам.
Для анализа ассортиментной матрицы по ингредиентам, были использованы следующие градации:
Для существующего меню блюд кухни из 124 позиций, компания использует 228 ингредиентов. 113 из них использует 1-2 раза в своём меню, что составляет 50% от общей матрицы сырья. То есть на складах компании находится 113 товаров, которые снижают эффективность меню, как с точки зрения закупа в части оборотов и цен, так и с точки зрения хранения в цехах и на складах.
Для анализа по расходу было взято классическое соотношение ABC анализа 80/15/5.
По расходу 5 позиций нам не удалось сопоставить с позициями из Ассортиментной матрицы, так как товары в программе учета и рецептах разные. Поскольку в программе учета много объединённых позиций (это еще одна опция, на которую при работе с номенклатурой важно обращать внимание).
Следующий шаг. Для получения полной картины, накладываем два анализа и делаем двойной ABC по расходу с одной стороны и по количеству ингредиентов в меню в другой стороны. Двойной ABC был составлен по 223 позициям.
В данной таблице обращу внимание прежде всего на категорию CC - то есть на те позиции, которые имеют очень маленький расход и очень маленькое вхождение в рецепты. Закупая эти продукты, компания стагнирует свои денежные средства, обеспечивая их постоянное наличие. А их расход говорит нам о том, что эти товары имеют слабую оборачиваемость и будут лежать на складе долго.
Из 223 позиций таковых компания имеет 73 шт (33%) в группе СС. С этими позициями нужно работать в первую очередь - посмотреть потенциал повышения продаж блюд, в которые входят эти ингредиенты. Если потенциала нет, то либо исключать эти ингредиенты из блюд и перестать их закупать, либо вывести сами блюда, либо включать эти ингредиенты в будущее меню, если это целесообразно с точки зрения существующего вкуса.
Все решения рекомендуется принимать, посмотрев двойной ABC по продажам и себестоимости.
Дополнительные материалы
Рекомендуем к этой теме
Спикер: Сергей Ицков
Спикер: Сергей Ицков
Портфельный анализ меню. Часть 1
Супер-системы. Подготовка к профессиональному анализу продаж (настройка системы автоматизации)
Спикер: Сергей Ицков
Спикер: Сергей Ицков
Ресторанный маркетинг для владельцев
Основные маркетинговые системы, которые должен держать под контролем собственник бизнеса
Подпишись и получи уникальный материал прямо сейчас!
Нажимая кнопку подписаться Вы соглашаетесь с нашими условиями обработки персональных данных